Эта страничка посвещена программированию на Паскале. Здесь я буду описывать, как решать какие-то проблемы, и т.д.
Разъяснения. Жирным курсивом я буду писать номер уровня. Зелёным цветом я буду писать код. Зелёным подчёркнутым я буду писать сложные участки кода, где ошибка в один символ влечёт за собой роковые последствия. Вишнёвым цветом я буду писать то, что программа выводит на экран. Итак, начнём. Программируем на паскале. Уровень 1. Начну с простейшего. Все программы начинаются со слова BEGIN и заканчиваются словом END . Вообще, Паскалю абсолютно всё равно, как вы напишите эти слова: EnD, enD или ещё как-нибудь. Короче, Паскаль нечувствителен к регистру текста, поэтому регистром я пользуюсь только для того, чтобы было удобнее читать исходный код программы. Когда слишком много строк текста, это ощутимо помогает, а когда программа умещается на одном-двух экранах, то можно писать так, как вам удобнее. Так. Пишем эти слова: BEGIN END. Главное, не забыть точку. Сейчас мы изучим простейший оператор - Write, который выводит строку текста, букву, число, символ... Да всё, что угодно, только кроме графики... Выводит на экран. Читается как "райт". Использовать его надо так: Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.'). Теперь вставим эту строку между BEGIN и END. . Получится: BEGIN Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.') END. Введите этот текст в Паскаль (для этого запустите файл turbo.exe, он находится в папке Паскаля или подпапке BIN). Нажмите Ctrl+F9 и увидите текст: Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше. Как видите, всё просто. А если мы напишем два раза строку Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.') , то Паскаль выведет на экран вот что: Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше. А если во второй строке вместо Write мы напишем WriteLn, то Паскаль выведет вот что: Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше. Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше. Таким образом, Write выводит текст на текущую строку, а WriteLn (читается как райт лайн, т.е. Write Line, "пиши строку") - это то же самое, что и Write, но как будто после вывода текста на экран была нажата клавиша ввода (т.е. ENTER). А теперь вопрос: Что напишет программа: Begin WriteLn('Число 1!'); Write('Число 2!'); End. Отвечаю. Эта программа напишет: Число 1! Число 2! Если вы не поняли, почему будет такой результат, то просто прочитайте материал с начала. Пояснения уровня 1.Сейчас я поясню некоторые моменты. После каждой строки текста (исключаем слова бегин и энд) надо ставить точку с запятой, то есть ";". Write и WriteLn - это операторы, и их пишут ПОСЛЕ слова Begin и ДО слова End.. После текста программы, ПЕРЕД словом End. напишите строку ReadLn. Это нужно для того, чтобы после выполнения программы сразу же не закрывалось окно, а как только вы нажмёте клавишу ввода, то программа закроется. Почему это так? Всё очень просто. Паскаль выполнил все задания, данные в программе, а задания ждать там не было. Паскаль рассуждает так: "Если программа закончилась, то надо закрыть окно.". Так как Паскаль выполнил все операторы, и увидел слово End, он считает, что уже конец программы, и закрывает окно. Программируем на Паскале. Уровень 2.Сейчас мы рассмотрим операторы для ввода информации в компьютер, но для начала изучим переменные. Начнём, как я уже сказал, с переменных. Переменная - это такая интересная вещь, которая имеет свой тип, размер (в зависимости от типа), свои свойства, предназначение. Вот некоторые типы переменных: Тип переменной/Что хранит в себе Integer/Целые числа Char/Символы. Например, %,:,№,@, и т.д. String/Строки текста. Вообще, очень интересный тип, т.к. по сути дела, состоит из нескольких char'ов. Пример: ав45#"3265;?. Вообще, типов переменных гораздо больше, но они нам пока что не нужны. Чтобы переменная работала, её надо описать. Для этого надо ДО слова Begin написать Var , а потом описывать переменные. Например:Var a,b,c:integer; Begin b:=1; c:=2; a:=(b+c); WriteLn(a); End. Поясняю. Здесь Var - это раздел описания переменных (от variable - переменная). То есть переменным a,b,c мы присваиваем тип integer, т.е. целочисленный. Потом, после слова Begin, мы присвоили переменной b число 1, переменной c число 2, а уже потом присвоили переменной a сумму переменных b и c, поэтому a стала равна трём. Дальше при помощи оператора WriteLn мы вывели на экран содержимое переменной a . Получается, что ":=" - это оператор присваивания. Вот ещё пример оператора присваивания:
var a:string; b:char; Begin a:=('Text'); b:=('%'); Write(a); WriteLn(b); End; Эта программа выведет:
Text % Вот мы и изучили переменные! А теперь - операторы для ввода информации в компьютер. Правда, а ведь должен компьютер получать информацию от пользователя, иначе толку от него не было бы вообще. Главный оператор ввода инфы - ReadLn. Так. Рассмотрим программу:
var a:integer; b:char; c:string; Begin WriteLn('Введите любой символ и нажмите клавишу ввода.'); ReadLn(b); WriteLn('А теперь введите строку текста.'); ReadLn(c); WriteLn('Теперь введите любое число.'); ReadLn(a); WriteLn('Число ',a); WriteLn('Символ ',b); WriteLn('Строка текста ',c); ReadLn; WriteLn('Нажмите клавишу ввода для продолжения.'); End. Вот и всё. Вы прошли курс обучения программирования текстовых программ! Впереди вас ждёт курс программирования графики. |
||