Программирование на Паскале №1
         
Эта страничка посвещена программированию на Паскале. Здесь я буду описывать, как решать какие-то проблемы, и т.д.

Разъяснения.

Жирным курсивом я буду писать номер уровня. Зелёным цветом я буду писать код.

Зелёным подчёркнутым я буду писать сложные участки кода, где ошибка в один символ влечёт за собой роковые последствия.

Вишнёвым цветом я буду писать то, что программа выводит на экран.

Итак, начнём.

Программируем на паскале. Уровень 1.

Начну с простейшего. Все программы начинаются со слова BEGIN и заканчиваются словом END . Вообще, Паскалю абсолютно всё равно, как вы напишите эти слова: EnD, enD или ещё как-нибудь. Короче, Паскаль нечувствителен к регистру текста, поэтому регистром я пользуюсь только для того, чтобы было удобнее читать исходный код программы. Когда слишком много строк текста, это ощутимо помогает, а когда программа умещается на одном-двух экранах, то можно писать так, как вам удобнее. Так. Пишем эти слова:

BEGIN

END.

Главное, не забыть точку. Сейчас мы изучим простейший оператор - Write, который выводит строку текста, букву, число, символ... Да всё, что угодно, только кроме графики... Выводит на экран. Читается как "райт". Использовать его надо так: Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.'). Теперь вставим эту строку между BEGIN и END. . Получится:

BEGIN

Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.')

END.

Введите этот текст в Паскаль (для этого запустите файл turbo.exe, он находится в папке Паскаля или подпапке BIN). Нажмите Ctrl+F9 и увидите текст:

Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.

Как видите, всё просто. А если мы напишем два раза строку Write('Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.') , то Паскаль выведет на экран вот что:

Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.

А если во второй строке вместо Write мы напишем WriteLn, то Паскаль выведет вот что:

Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.

Ваш текст или переменная, переменные мы изучим дальше.

Таким образом, Write выводит текст на текущую строку, а WriteLn (читается как райт лайн, т.е. Write Line, "пиши строку") - это то же самое, что и Write, но как будто после вывода текста на экран была нажата клавиша ввода (т.е. ENTER). А теперь вопрос:

Что напишет программа:

Begin

WriteLn('Число 1!');

Write('Число 2!');

End.

Отвечаю. Эта программа напишет:

Число 1!

Число 2!

Если вы не поняли, почему будет такой результат, то просто прочитайте материал с начала.

Пояснения уровня 1.

Сейчас я поясню некоторые моменты. После каждой строки текста (исключаем слова бегин и энд) надо ставить точку с запятой, то есть ";". Write и WriteLn - это операторы, и их пишут ПОСЛЕ слова Begin и ДО слова End..

После текста программы, ПЕРЕД словом End. напишите строку ReadLn. Это нужно для того, чтобы после выполнения программы сразу же не закрывалось окно, а как только вы нажмёте клавишу ввода, то программа закроется. Почему это так? Всё очень просто. Паскаль выполнил все задания, данные в программе, а задания ждать там не было. Паскаль рассуждает так: "Если программа закончилась, то надо закрыть окно.". Так как Паскаль выполнил все операторы, и увидел слово End, он считает, что уже конец программы, и закрывает окно.

Программируем на Паскале. Уровень 2.

Сейчас мы рассмотрим операторы для ввода информации в компьютер, но для начала изучим переменные.

Начнём, как я уже сказал, с переменных. Переменная - это такая интересная вещь, которая имеет свой тип, размер (в зависимости от типа), свои свойства, предназначение. Вот некоторые типы переменных:

Тип переменной/Что хранит в себе

Integer/Целые числа

Char/Символы. Например, %,:,№,@, и т.д.

String/Строки текста. Вообще, очень интересный тип, т.к. по сути дела, состоит из нескольких char'ов. Пример: ав45#"3265;?.

Вообще, типов переменных гораздо больше, но они нам пока что не нужны.

Чтобы переменная работала, её надо описать. Для этого надо ДО слова Begin написать Var , а потом описывать переменные. Например:

Var a,b,c:integer;

Begin

b:=1;

c:=2;

a:=(b+c);

WriteLn(a);

End.

Поясняю. Здесь Var - это раздел описания переменных (от variable - переменная). То есть переменным a,b,c мы присваиваем тип integer, т.е. целочисленный. Потом, после слова Begin, мы присвоили переменной b число 1, переменной c число 2, а уже потом присвоили переменной a сумму переменных b и c, поэтому a стала равна трём. Дальше при помощи оператора WriteLn мы вывели на экран содержимое переменной a . Получается, что ":=" - это оператор присваивания. Вот ещё пример оператора присваивания:

var a:string;

b:char;

Begin

a:=('Text');

b:=('%');

Write(a);

WriteLn(b);

End;

Эта программа выведет:

Text

%

Вот мы и изучили переменные! А теперь - операторы для ввода информации в компьютер. Правда, а ведь должен компьютер получать информацию от пользователя, иначе толку от него не было бы вообще. Главный оператор ввода инфы - ReadLn. Так. Рассмотрим программу:

var a:integer;

b:char;

c:string;

Begin

WriteLn('Введите любой символ и нажмите клавишу ввода.');

ReadLn(b);

WriteLn('А теперь введите строку текста.');

ReadLn(c);

WriteLn('Теперь введите любое число.');

ReadLn(a);

WriteLn('Число ',a);

WriteLn('Символ ',b);

WriteLn('Строка текста ',c);

ReadLn;

WriteLn('Нажмите клавишу ввода для продолжения.');

End.

Вот и всё. Вы прошли курс обучения программирования текстовых программ! Впереди вас ждёт курс программирования графики.

 
Хостинг от uCoz